Блог Webinar
Про онлайн-технологии для бизнеса, работы и образования от компании Webinar Group
Попробовать
  • Кейсы
  • Новости
  • Инструкции
  • Подборки

Как сделать образовательную программу уникальной? Путешествие в горы вместе со школой ИКРА

schkola_ikra
#онлайн-образование
share
Евгения Карпухина
Евгения Карпухина
Редактор Webinar Group

Дополнительные учебные курсы и интенсивы стремительно врываются в нашу жизнь — особенно интернет-форматы. По данным исследования рынка онлайн-образования, его объем в российском сегменте к концу 2023 года может превысить 60 млрд рублей со средним ежегодным приростом на 12–15%. Неудивительно, что появляется все больше новых программ. С одной стороны, у нас как никогда большой выбор. С другой — сложности, вызванные этим количеством.

Пользователи стали избирательнее. Теперь важны не только знания, но и атмосфера, эмоции, комьюнити. Как же создать такие курсы, которые развеют все сомнения и о которых будут рассказывать друзьям и коллегам?

Директор школы инноваций ИКРА Василий Лебедев подготовил экспертную статью для Webinar Media о том, как методология CRAFT/ED поможет решить эту задачу.

Василий Лебедев

Василий Лебедев

Директор школы инноваций ИКРА

Что такое креативные методологии и зачем они нужны?

Перед тем как затронем образовательную деятельность, поговорим немного о креативности. Есть разные степени предрасположенности к ней, но абсолютно каждый человек способен придумать что-то инновационное. Креативные методологии лишь стимулируют и помогают упорядочить процесс, увидеть новые шаги в решениях и идеях. Это способы обработки информации, но весьма неожиданные, оригинальные, связанные с синтезом, комбинированием и ассоциациями. Любую идею можно разобрать и понять, по какой модели она изобретена. 

В ИКРЕ используют шесть методологий: дизайн-мышление, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), латеральное мышление, Jobs To Be Done, ТОС (теория ограничения систем) и CRAFT (Creative Algorithm Frames & Tools) — наша собственная разработка.

Последнюю мы адаптировали для образовательных процессов: так получилась CRAFT/ED. Эту методологию мы подробно разбираем в нашем новом курсе, в книге, которая скоро выйдет, а также в этой статье.

Webinar — платформа для проведения вебинаров,
онлайн-встречи и конференций. Зарегистрируйтесь на сайте, чтобы получить бесплатный доступ

Зарегистрироваться

Горы образовательного процесса по CRAFT/ED

Последние три года мы в школе ИКРА создавали, тестировали, переписывали подходы и рабочие шаблоны. Так и появилась методология CRAFT/ED — поиск новых уникальных форм обучения через синтез форм
и ролей. Большая сложность в создании курсов, уроков и интенсивов — правильно скомпоновать инструменты и адаптировать целую методологию под задачу. При этом мы часто путаем методику
и методологию. Методика — один инструмент или прием, один кирпичик в целостном алгоритме.
А методология — 
это система принципов и способов организации деятельности, а также учение о ее структуре, логике и методах. Наша задача при создании курса — выстроить цепь из методик, чтобы использовать их шаг за шагом.

Мы выделяем три типа идущих друг за другом методик: 

  1. Анализ и фокусировка
  2. Генерация
  3. Оценка и фильтрация

Эти этапы есть в каждом творческом процессе, и CRAFT для образования не исключение. Исходная задача должна системно перейти в образовательную модель с конкретным результатом. Для этого вам надо пройти несколько шагов. И вот как это можно сделать.

Гора анализа: изучаем аудиторию, её потребности и выбираем фокусировку

Мы разделили путешествие методиста и преподавателя на три горы и одну поляну. Первая из них —
гора анализа. На этом этапе создателю программы
нужно пройти по четырем путям фокусировок и выбрать одну дорогу в качестве основной.

gora_ikra

Фокусировка через барьер

Здесь нужно последовательно задать себе следующие вопросы: «Какая проблема? Где и как проявляется? Что мешает решить?» Выпишите, что может мешать человеку изучать, к примеру, китайский язык: «Слишком сложно», «А вдруг искусственный интеллект научится переводить с китайского быстрее, чем я выучу язык?», «Мне кажется, китайский придется учить всю жизнь». Придумав решение этой проблемы, вы ускорите создание образовательной программы.

Фокусировка через мотив

Обратитесь к теории капиталов, чтобы понять, какой из них учащийся может закрыть через программу: социальный, физический, символический, экономический, политический, профессиональный, культурный, административный. Что движет человеком? Почему он выбрал изучать китайский язык? Разбирая потребности, мы можем создавать увлекательные учебные блоки для любого человека. Допустим, ему сказали, что за Китаем будущее, и он учит язык, чтобы иметь хорошую работу, то есть закрыть экономический и профессиональный капиталы. С помощью этой потребности можно погрузить учащегося в будущее, где ему нужно будет решать вопросы мировой важности и только от его знания языка будет зависеть исход.

Фокусировка через навык

Здесь важно понять, чему вы хотите обучить на курсе. Например, на курсах китайского языка вы можете помочь ученикам развить навыки исследования, коммуникации, презентации. Значит, блоки по развитию таких навыков должны входить в курс. Например, человек, знающий китайский, должен обладать гибкостью сознания, чтобы быть готовым к бесконечным диалектам разных провинций Поднебесной. Поэтому программа и модель обучения должны исходить из методик и техник, стимулирующих эту черту.

Фокусировка через ценности

В воспитании любого специалиста важны не только навыки и знания, но и социальные ориентиры. По ним студент совершает те или иные действия. Среди ценностей могут быть дружелюбие (вы как методист помогаете найти лучший онлайн-переводчик из существующих, а не говорите, что это не ваше дело и вообще ими нельзя пользоваться), инициативность (вы как методист ставите учащегося в ситуацию, когда ему нужно сообщить об ошибке, а не умолчать о ней).

Пройдя по всем дорогам, вы сформируете четкое понимание, чего именно хотите от курса. И следующим этапом начнете искать подходящий социальный контекст, в котором учащемуся будет комфортно и интересно.

Гора идей: формируем новые необычные образовательные формы

gora_ikra_frames

Фрейм — это система отношений, контекстов и ролей, которые мы принимаем и в которые играем. Когда мы видим аудиторию, лектора и скучающих студентов — это фрейм «пара в университете». Нам хорошо знакомы роли и отношения, которые могут возникнуть в этой ситуации. Но создавая образовательный продукт, важно помнить, что есть и другие фреймы: спортзал, подкаст, война.

Новая идея проекта появляется там, где мы можем видоизменять фрейм в соответствии с исходной фокусировкой. Если вы научитесь превращать занятие в машину времени с путешествиями в будущее, постоянными заданиями на коммуникацию и решение задач, вы поможете учащемуся почувствовать себя в той ситуации неопределенности, которая стала для него мотивом. 

На пути генерации и поиска мы ищем исторические, художественные, природные фреймы, в которых нужный мотив стимулируется, барьер разрушается, а навык прокачивается. Мы сталкиваемся с неожиданными поворотами, когда преподаватель становится жителем китайской деревни, который не может разыскать друга, или киберпанковым детективом, который взял учащегося в напарники.

Любой фрейм может быть полезен как новая образовательная форма. Деятельность внутри него позволяет чему-то научиться, а на этапе «приземления» (когда вы раскладываете фрейм на отдельные образовательные блоки и гипотезы коммуникации) рождается уникальная большая идея, которая помогает выгодно подсветить курс на фоне конкурентов.

Гора программ: работаем с драматургией курса и каналами коммуникации

Сначала вы работаете с драматургией, которая делится на образовательные события и получаемый образовательный опыт. Здесь важно понять, как развиваются истории персонажей внутри курса и что извлекают ученики и преподаватель в процессе. Важную роль играет баланс между историей
и необходимым опытом. 

Далее вы формируете каналы коммуникаций — онлайн и офлайн — и смотрите, какие инструменты понадобятся. Можете перенести часть приключений в презентацию или вам нужна природа без гаджетов? Здесь в дело вступает управленческо-продюсерская магия. Важно собрать все каналы коммуникации
в экосистему, чтобы каждый раз, соприкасаясь с изучением китайского, учащийся чувствовал себя
в том мире, который вы для него создали своей программой. 

Поляна рефлексии: анализируем результаты и подводим итоги

Здесь важно задать себе много вопросов. Отвечает ли получившаяся программа заявленным фокусировкам горы анализа? Как изменилась ролевая модель отношений ученик-учитель в процессе проектирования? Кем теперь стал учитель? Кем стали ученики? Есть ли для каждого из участников свое место в истории?
Есть ли новые участники истории? Закрыты ли все сюжетные линии исходя из задействованных ролей? Это может напомнить проверку сценария фильма.

CRAFT/ED меняет учебные процессы до неузнаваемости. И главная задача — сохранить нужный эффект при новой форме. Кем вы станете для учеников: машиной времени, виновником расследуемого преступления или торговцем на китайском рынке? Решать только вам!

Ищете платформу для создания онлайн-курсов?

We.Study — виртуальный учебный центр для быстрого создания онлайн-курсов и программ смешанного обучения. Перейдите на сайт, чтобы узнать о сервисе подробнее

Перейти на сайт
Понравилась статья?
Поделиться:
Спасибо за обратную связь!
Подпишитесь на обновления блога, чтобы не пропустить следующий материал
×
Спасибо за обратную связь!
Подскажите, как мы можем сделать материалы лучше? Нам важно знать, что вы думаете
×

Читайте также:

banner_skyeng

Как организовать и провести эффективное онлайн-совещание. Советы от фасилитатора Skyeng

kladovaya_zdorovya

Как «Кладовая здоровья» перевела обучение сотрудников в онлайн, сократив расходы в 2 раза

avito_webinar

Как сервис «Авито» использует платформу Webinar для обучения клиентов по всей России

landing_banner

Как оформить лендинг вебинара

Сценарии работы в группах

6 сценариев групповой работы на вебинарах и онлайн-встречах

schkola_ikra

Как сделать образовательную программу уникальной? Путешествие в горы вместе со школой ИКРА

МедНео_Webinar

Как запустить НМО в онлайне и привлечь аудиторию всей России с помощью вебинаров? Опыт компании ООО «МедНео»

voronka_lidy

Как конвертировать лиды с вебинара в клиентов

avtowebinary

Автовебинары, контроль присутствия, шаблоны курсов и другие обновления Webinar Group

corporative_online

Как провести новогодний корпоратив онлайн. Рекомендации от STEM Agency и Webinar Group

Компания Контур

Как Контур перевел обучение сотрудников в онлайн и сократил организационные затраты на 40%

Mip_webinar

Как «Московский институт психоанализа» ежегодно увеличивает число студентов на 20% после перехода на онлайн-обучение

Новости

Автовебинары, контроль присутствия, шаблоны курсов и другие обновления Webinar Group Статистика по UTM-меткам, сквозная аналитика в онлайн-курсах и другие обновления сервисов Webinar Group Как изменится мир после пандемии? 12 выводов исследования CB Insights
Быстро и без воды
Такой Webinar Media в Telegram
Подписаться
Учиться у экспертов бесплатно
Бесплатные вебинары и онлайн-курсы от Webinar Media
Смотреть
Узнать о возможностях
  • Платформа для вебинаров
  • Платформа для онлайн-встреч и совещаний
  • Сервис для создания онлайн-курсов
  • Виртуальные мероприятия
На главную

Наши проекты

  • Webinar
  • We.Study
  • COMDI

Редакция

  • pr@webinar.ru
Читайте где удобно
И пишите вместо нас селедошный текст на пару строк
Станьте автором!
И пишите экспертные статьи на Webinar Media