Исследование компании Hays за 2020 год показало, что 67% сотрудников считают онлайн-обучение в компании недостаточно эффективным. В статье мы разберем основные ошибки, которые могут привести к такому результату. Расскажем, какие риски они несут и как их избежать.
1. Отсутствие четкой цели онлайн-курса
Первое, что нужно определить — бизнес-цель обучения. Это результат, который компания хочет получить после окончания курса. Например, повысить продажи в два раза.
Затем формируют учебную цель. Она отвечает на вопрос, чему нужно научить менеджеров, чтобы они закрывали больше сделок. Учебную цель декомпозируют на подцели — что должен уметь сотрудник после прохождения каждого урока или раздела курса.
Такой подход поможет не сбиться с пути, выбрать актуальную тему и сразу определить примерную структуру учебной программы.
Риски
- Бойкотирование курсов или прохождение материалов для галочки
- Отсутствие эффекта или невозможность измерить результаты обучения
- Расход бюджета на создание нерелевантного для сотрудников курса
Как поставить четкую цель
- Конкретизируйте результаты обучения. Как должно измениться поведение сотрудников, чему они должны научиться, какой эффект и в какой срок вы ожидаете.
- Выясните причины недостаточных результатов сейчас. Возможно, они кроются в организации рабочих процессов, а не квалификации сотрудников.
- Изучите целевую аудиторию учебного контента. Потребность в знаниях, функционал, пол, возраст, технические навыки, наличие свободного времени.
- Разделяйте аудитории не только по специальностям, но и по уровню подготовки. Для новичков и опытных сотрудников нужны разные программы.
2. Подготовка контента без связи с платформой для обучения
Онлайн-курсы разрабатывают на LMS — сервисах для организации и управления обучением. С их помощью можно создавать контент в разных форматах, получать обратную связь и отслеживать результаты сотрудников в одном окне.
LMS бывают двух типов: облачные (SaaS) и коробочные (on-premise). К первому типу платформ компания получает доступ после регистрации. Вторые LMS устанавливают на серверы компании.
Риски
Может случиться так, что контент, разработанный без учета платформы, придется переработать. Например, вы подготовили задания для работы в группе, а на подходящих сервисах нет соответствующего функционала. Придется искать компромисс в виде другой LMS или переделывать материал.
Как выбрать платформу
Чтобы избежать ошибок, отталкивайтесь от целей и структуры курса. Например, для обучения менеджеров по продажам понадобятся интерактивные упражнения и возможно геймификация. Продумайте, какие инструменты понадобятся на старте обучения и в перспективе. Составьте чек-лист важных параметров, чтобы было легче сравнивать платформы.
Пример чек-листа с инструментами для сравнения LMS
Признаки идеальной LMS:
- Простой интерфейс
- Поддержка всех форматов контента
- Адаптивность к мобильным устройствам
- Наличие быстрой технической поддержки
- Интеграция с корпоративными системами
- Инструменты для тестирования, вовлечения и статистики
- Возможности для синхронного и асинхронного обучения
- Соответствие стандартам безопасности, принятым в компании
- Трансляция вебинаров без задержек для большой аудитории
- Неограниченное пространство для хранения записей и материалов.
3. Недооценка обратной связи, инструментов вовлечения и аналитики
Результативность обучения тесно связана с качеством коммуникации на занятиях и оценкой полученных знаний. Повысить эффективность курса помогут несколько инструментов:
- Возможность проведения синхронных вебинаров и тренингов
- Онлайн-доски и чаты для групповой работы и общения
- Статистика по вовлеченности на занятиях и оценкам
- Тестирование и другие способы проверки полученных знаний
- Интерактивные элементы для отслеживания активности на занятиях
- Вывод участников в эфир, деление на группы для отработки навыков
- Оповещения о выходе уроков, комментарии к разделам и заданиям, форма обратной связи с тренером.
На платформе Webinar предусмотрены все перечисленные инструменты коммуникации. Тренер может анализировать активность участников во время и после занятия, повышать вовлеченность и просматривать статистику по каждому человеку.
Статистика активности участников вебинара на платформе Webinar
Риски
- Плохая посещаемость
- Низкая вовлеченность
- Невозможность оценки курса: релевантности формата и темы, длительности занятий.
Как организовать обратную связь
- Включайте практику в каждый урок и оценку знаний в конце раздела
- Проверяйте домашнюю работу и давайте обратную связь по ошибкам
- Не оставляйте заданные вопросы и комментарии в курсе без ответов
- Просите обратную связь в конце уроков: что понравилось и не понравилось, что узнали и хотели бы добавить
- На занятиях задавайте вопросы, устраивайте конкурсы, давайте задания для работы в группах
- Создайте чат в мессенджере для быстрой связи с тренером и общения учеников
- Настройте рассылку с напоминаниями об уроках на почту и в чат.
4. Небрежный контент и обилие теории
Что мешает сотрудникам усваивать информацию на корпоративных курсах:
- Ошибки и опечатки
- Отсутствие практики
- Монотонный контент
- Длинные лекции и уроки
- Неактуальная информация
- Сложная терминология
- Размытые формулировки
- Отсутствие структуры в подаче
- Перегруженные слайды
- Переизбыток теории.
Риски
- Низкая вовлеченность сотрудников в обучение
- Отсутствие знаний и навыков после курса
- Плохие показатели доходимости до конца обучения.
Как избежать ошибок при создании контента
- Используйте формулу: один слайд — одна мысль, один раздел — один навык
- Разделяйте большие курсы на смысловые модули с проверкой знаний в конце
- Убирайте второстепенную информацию во всплывающие подсказки
- Используйте короткие заголовки и подзаголовки, отражающие суть каждого слайда
- Пишите текст горизонтально, визуализируйте данные графиками и схемами
- Выберите комфортный для целевой аудитории стиль общения
- Используйте точные формулировки, особенно в тестах, кейсах и домашних заданиях
- Исключите термины, без которых можно обойтись или дополнительно поясняйте их в подсказках
- Ограничивайте ежедневные уроки 15-20 минутами, а вебинары и тренинги — 1,5-2 часами
- Добавляйте в курс разные форматы материалов, чтобы создать удобную среду обучения для всех сотрудников.
5. Отсутствие тест-драйва
Пилотный запуск для фокус-группы помогает найти ошибки и получить объективную обратную связь от целевой аудитории.
Риски
- Необходимость оперативной доработки курса в процессе обучения
- Негативное восприятие «проблемного» курса сотрудниками
- Снижение репутации корпоративного дистанционного обучения.
Как провести тест-драйв курса
1. Определите цели пилотного запуска
Например:
- Выяснить, чему научились сотрудники и как будут применять знания
- Оценить релевантность, количество, понятность и сложность материала
- Найти неточности в текстах, опечатки, неработающие ссылки и кнопки
- Улучшить курс на основе результатов тестирования.
2. Сформируйте фокус-группу
В тестировании могут участвовать сотрудники компании и эксперты-методологи. Первые расскажут, насколько интересен и понятен материал. Вторые помогут оценить продукт с точки зрения педагогического дизайна.
Если курс разработан профессионалами, в группу тестеров включают только представителей целевой аудитории. Оптимальное количество участников пилотного запуска — 10-15 сотрудников или 2 эксперта.
3. Создайте анкету для обратной связи и начните тестирование.
Опросник будет представлять собой перечень критериев с открытыми и закрытыми вопросами, вариантами ответов «да/нет» и полем для комментариев. В таблице — упрощенный пример критериев и вопросов для анкеты.
Критерий | Вопросы |
Общее впечатление |
|
Рекомендации по улучшению |
|
Полученные навыки и знания |
|
Визуальное сопровождение |
|
Логика и удобство курса |
|
Практическая часть и обратная связь |
|
Критерий «полученные знания» предполагает открытый вопрос. Такой формат поможет объективнее оценить результаты учеников. Чем больше конкретики в ответе — тем лучше. Например, в курсе по управлению конфликтами, хороший и плохой ответы будут звучать так:
+ | – |
Понимаю и умею отрабатывать выходы из конфликтных ситуаций, сохраняя имидж компании | Узнал типы конфликтных клиентов |
Из второго ответа непонятно, сможет ли человек применить эти знания. Возможно в таком курсе не хватает фокуса на задачах бизнеса и практики. Тест-драйв поможет узнать это до запуска и улучшить материал.
4. Доработайте курс по результатам обратной связи
Последний этап — исправление ошибок, повторный тест-драйв или запуск обучения.
Выводы
Создание корпоративного онлайн-курса — сложная и дорогостоящая задача. Ошибиться в процессе несложно, но главное вовремя всё исправить. Вот чек-лист, который поможет авторам обучающих программ двигаться в правильном направлении:
- Определите цели проекта: какой результат нужен компании и каких навыков не хватает сотрудникам для достижения цели
- Проведите опросы целевой аудитории, чтобы выяснить причину недостаточной эффективности — возможно курс не нужен
- Продумайте способы коммуникации: домашние задания, тестирование, живые тренинги, статистика
- Когда будут готовы цели и структура курса, составьте список необходимых инструментов и приступайте к поиску LMS
- Разработайте лаконичный, структурированный и понятный контент, в котором каждый элемент несет практический смысл
- Проведите пилотный запуск проекта для фокус-группы в 10-15 человек.