В статье расскажем, как создать онлайн-курс, который будет востребован у целевой аудитории.
Содержание:
Этапы разработки онлайн курса
Планирование
Проектирование
Пробный запуск обучения
Продвижение онлайн-курса
Конструкторы и сервисы для создания онлайн курсов
Как создать обучающий курс на iSpring:
Чек-лист: как организовать свои курсы
Этапы разработки онлайн курса
Планирование
Выбор направления и темы
Разработка онлайн-курсов начинается с оценки рынка и целевой аудитории. Полагаться при выборе ниши только на свою экспертность в какой-то теме или популярность дистанционного образования — ошибочно. И в том, и в другом случае вы можете сделать идеальный проект, но не факт, что получится его продать.
Исследование можно заказать у специалистов или провести самостоятельно с помощью аналитических сервисов. Например, таких как Euromonitor International, Statista, НАФИ, MarketResearch. Эти платформы предлагают отчеты и статистику по разным странам, регионам, отраслям, продуктам, компаниям, потребителям. С их помощью можно получить представление о перспективах того или иного направления. Информация, как правило, доступна только платно.
Допустим, вы выбрали направление. Дальше нужно исследовать курсы конкурентов. Изучить их УТП, ценовую политику и ассортимент, траекторию развития, источник трафика, способы продвижения. Проанализировать продукт помогут сайты и социальные сети конкурентов, а источники трафика — фрилансер-аналитик или сервисы наподобие Similar Web и Топвизор.
Если в сервисах нет бесплатной подписки для вашей задачи, а постоянные исследования не нужны, логичнее заказать аналитику у фрилансера, уже имеющего подписки.
Создание обучающих курсов требует также кропотливого анализа целевой аудитории. Один из способов разобраться в «болях» потенциальных клиентов — интервью. Респондентов спрашивают только о прошедшем и настоящем опыте, просят привести примеры из своей жизни. Маркетологи рекомендуют задавать открытые вопросы, чтобы получить больше информации.
Людей для опроса можно найти в тематических группах или телеграм-каналах с подходящей аудиторией. Чтобы привлечь внимание, напишите содержательное приглашение на интервью и предложите бонус. Например, скидку на свой продукт. Опросы также проводят за денежное вознаграждение, но такой способ может много привлечь случайных людей.
Когда исследования будут готовы, сформулируйте гипотезы. Например, если вы планируете организовать фотокурсы, это может быть:
- Сейчас популярны онлайн-курсы по мобильной съемке.
- Незанятая, востребованная ниша — мини-уроки по селфи-фотографии.
Когда гипотезы сформулированы, проверьте ту, которая вызывает у вас больше доверия и требует меньше ресурсов для тестирования. Проверить гипотезу можно с помощью интервьюирования ЦА или тестового лендинга.
В результате на этапе планирования вы должны ответить на 5 вопросов:
- Какой продукт вы продаете?
- В чем суть и польза этого продукта?
- Кто ваша ЦА: как ведут себя представители аудитории и чего хотят?
- Что делает ваш продукт уникальным по сравнению с конкурентами?
- Какие этапы нужно пройти до начала онлайн-курса?
Постановка целей и задач
Перед тем как создать курсы обучения чему-либо, нужно сформулировать цель.
Если точнее — результат, которого достигнет покупатель вашего курса. Например, цель уроков по селфи-фото может звучать так: участник умеет позировать и снимать «инстаграмные» автопортреты.
Сформулируйте как можно более точно, какие потребности и «боли» ученик закроет вашим продуктом. Например, он научится всегда выглядеть в кадре естественно и красиво, а также создаст за время обучения 10 новых снимков. Эти обещания должны быть реалистичными, интересными и понятными.
Исходя из поставленных целей можно сформировать задачи курса. Для примера, рассмотренного выше это может быть:
- Научить работе с композицией, светом и лицом.
- Дать список простых программ для обработки.
- Провести практические уроки по обработке фото.
Представьте, что ученик находится в точке А, а окончание курса — точка Б. Какие шаги он должен сделать, чтобы пройти путь? Ответив на вопрос, вы сформулируете задачи обучения.
Определение формата
Здесь нужно определить в какой форме вы будете передавать знания и навыки. Например:
Полезные статьи в email-рассылке или на учебной платформе.
- Видеопрезентации.
- Вебинары.
- Тренинги.
- Тесты.
- Диалоговые тренажеры.
- Разбор домашних заданий.
Онлайн-курсы могут быть созданы из контента одного вида или сочетать в себе несколько форматов. В идеале сделать обучение комбинированным. Например, объединить в уроках тесты, статьи и видео. Так вы задействуете людей со всеми типами восприятия информации и сможете проверить, как ученики усваивают материал.
Занятым людям подойдут мини-вебинары и подкасты, которые можно слушать в дороге или перерыве между делами. Большие блоки теории лучше выносить из основного курса в дополнительные статьи с коротким тестом в конце каждого материала. Как видите, дать универсальный совет по форматам не получится — правильнее отталкиваться от привычек ваших потенциальных клиентов.
Тренинг ОТП Банка на платформе Webinar
Дальше нужно выбрать инструменты для создания контента. Они также должны быть простыми и удобными для ЦА. Скажем, если вы обучаете сотрудников, выбирайте инструменты, доступные с мобильных устройств. Так участники смогут посмотреть вебинар или пройти тест по дороге на работу, не отнимая у себя свободное время дома. Предварительно узнайте, есть ли у вашей аудитории возможность устанавливать определенные приложения.
Консультация с экспертом
Есть два типа экспертов, к которым можно обратиться. Первый — специалисты по выбранной теме. Если вы не знакомы с ней, то лучше привлечь профессионала для написания обучающего контента. Этого же человека можно пригласить на роль спикера мероприятия. Экспертность преподавателя всегда вызывает интерес и повышает доверие к курсу. При этом организатору важно участвовать в создании материалов, чтобы приглашенный специалист не перегрузил обучение теорией.
Второй тип экспертов — методологи. Они помогут выстроить учебную траекторию для больших и сложных образовательных продуктов. Например, для крупных компаний, где нужно настроить и автоматизировать онбординг новичков. Методологи всегда работают в связке с экспертами.
Проектирование
Написание сценария
Создание дистанционных курсов начинается с разработки сценария — подробного описания каждого урока и слайда. Это своего рода техническое задание для специалистов, которые будут оформлять и собирать материалы в единое целое. Хорошо написанный сценарий помогает найти нестыковки и ошибки в контенте до финальных работ.
Сначала нужно определить тип дистанционного курса. Они бывают:
- Информационными.
Такие продукты подходят для ситуации, когда нужно донести только теорию, без формирования навыков. В информационных онлайн-курсах есть текстовые слайды, иллюстрации, короткие видео и тесты для закрепления знаний.
- Мотивационными.
Помогают выработать новое отношение к какому-либо аспекту жизни или работы. Состоят из практических заданий, построенных на основе сторителлинга с вовлекающим персонажем. А также из реальных рабочих кейсов, меняющих убеждения.
- Тренинговыми.
На таких курсах формируют навыки. Они содержат много практических заданий и общения с тренером, небольшие блоки теории.
Урок в курсе на платформе We.Study
От типа обучения зависит формат занятий. На предыдущем этапе мы уже говорили о том, что его нужно выбирать исходя из привычек аудитории и поставленных целей. Теперь добавим немного информации о практических заданиях. Какие форматы существуют и для каких целей подходят:
- Диалоговые тренажеры.
Это кейс в текстовом формате для запоминания скриптов и развития разговорных навыков. Например, в обучении продажам участник получает информацию о вымышленном клиенте и должен правильно провести диалог с ним.
- Работа в группах на интерактивной доске.
Спикер моделирует рабочую ситуацию и выдает задачи, которые нужно выполнять совместно. Такие задания помогают сформировать навыки после изучения теории, закрепить знания и активизировать участников курса.
- Публичный разбор домашних заданий.
Помогает провести работу над ошибками всем ученикам, если у лектора нет времени на проверку каждого задания. Он может выбрать несколько работ с самыми распространенными ошибками или разыграть проверку как бонус между активными участниками. Обычно такое занятие проводится в формате живого вебинара, чтобы слушатели могли задать вопросы в режиме реального времени.
- Разбор кейсов из практики.
Бывает, что у слушателей нет времени на домашние задания. В этом случае углубить знания помогут уроки с изучением реальных ситуаций по теме. На разборе вы проверите внимательность участников и найдете пробелы в знаниях. Например, в случае с фотокурсами можно устроить анализ фотографий. Преподаватель выдает серию снимков, а ученики оценивают их и рассказывают, что можно исправить.
Также разбор кейсов используют в мотивационном обучении. Допустим, компания хочет изменить отношение сотрудников к технике безопасности на производстве. Для этой цели подойдут истории, формирующие осознание опасности.
Тренинг компании «Шисейдо Рус» на платформе Webinar
Когда элементы курса выбраны, переходим к формированию структуры. Распишите подробно последовательность шагов, которая приведет учащегося к финальной цели. Это будут модули — разделы логически связанной информации. Каждый последующий модуль должен раскрывать новую тему или подтему программы.
Структура разделов выглядит так:
- Название. Отображает содержание слайдов.
- Введение. Знакомит с целью модуля, терминами и действующими персонажами.
- Основная часть. Раскрывает задачи модуля.
- Заключение. Краткое резюме или упражнение для закрепления материала.
Эти разделы могут быть представлены в линейном и нелинейном виде. В первом случае ученик получает информацию последовательно, от урока к уроку. Этот вариант подходит для новичков в заявленной теме.
Во втором случае программа курса может ветвиться в зависимости от знаний и опыта слушателя. В нее включены дополнительные учебники, статьи и упражнения. Контент можно оставлять в свободном доступе в виде гиперссылок или открывать после прохождения определенного уровня.
Готовый сценарий обучения должен выглядеть как черновой набросок с наглядной последовательностью блоков и слайдов, текстами, описанием иллюстраций и упражнений. Следующий этап — непосредственно создание онлайн курса.
Разработка материалов
Используйте акценты в оформлении текстовых слайдов: заголовки, списки, разбивку на абзацы, иллюстрации, схемы, чек-листы. Давайте участникам больше кейсов, примеров и сторителлинга. Они не помешают даже в информационном курсе. Помните, что чем меньше текста в презентации, тем лучше. Разбивайте контент по принципу «один слайд — одна мысль».
Разговаривайте на языке аудитории — с профессиональными терминами и обращением, принятыми в компании. Используйте короткие и понятные предложения. Графики и иллюстрации в презентации должны по смыслу дополнять текст. Например, когда спикер приводит статистические данные, хорошим дополнением станет слайд с наглядной инфографикой.
Если вы планируете записывать для курса видеолекции, старайтесь укладываться в 20-30 минут. Для более длительных уроков участникам бывает непросто выделить время. Важную роль также играет место для съемки. Это должно быть тихое, хорошо освещенное помещение с нейтральным фоном. Лучше использовать дополнительную гарнитуру с микрофоном и веб-камеру. Тех, что есть на ноутбуках, часто не хватает для качественной передачи видео и звука.
Оформление
Чтобы красиво оформить курс необязательно быть дизайнером. Достаточно освоить несколько правил:
- Выстраивайте композицию по принципу третей или перевернутой пирамиды.
Первый метод заключается в том, чтобы разделить иллюстрацию на три части по вертикали и горизонтали. Все значимые объекты нужно расположить на пересечении линий справа или слева. Такая страница выглядит аккуратнее и приятнее для глаз.
Второй метод используют в отношении текста на странице. В первую строку выносят основную мысль, дальше следуют пояснения, а в конце оставляют дополнительную информацию. Так ученик сразу видит главный посыл, притягивающий внимание.
- Используйте не больше трех простых шрифтов на слайде.
Если хотите подчеркнуть фразу, то используйте только один цвет или эффект. Например, полужирное выделение. Использование сразу двух эффектов зрительно перегружает слайд.
- Выравнивайте текст по левому краю и оставляйте промежуток между абзацами.
Так ученикам привычнее читать и внимание не притупляет сплошная простыня букв.
- Используйте полупрозрачные подложки для текста на слайдах с фото.
Подложка не будет закрывать снимок, а читать станет проще. Или изменяйте прозрачность фона, чтобы фразы были заметнее.
- Используйте в курсе до трех-четырех сочетающихся цветов.
Можно выбрать цвета с помощью онлайн-палитры.
Показ слайдов во время вебинара компании BI Group на платформе Webinar
Пробный запуск обучения
Тест-драйв курса поможет найти неточности и слабые модули до запуска рекламы. Его можно разделить на 4 этапа.
Определение целей
Чтобы организовать анкетирование, нужно сформулировать свои цели. Они могут варьироваться, но вот основные:
- Узнать, чему научились участники курса.
- Найти опечатки, смысловые, орфографические и другие ошибки.
- Найти нерабочие кнопки и другие технические неполадки.
- Оценить юзабилити курса и площадки.
Привлечение фокус-группы
В состав группы тестеров могут войти методологи и/или представители целевой аудитории. Первые оценивают программу, логику и структуру модулей. Вторые — обучающие материалы и удобство прохождения курса. Достаточно 10-15 участников из ЦА и 1-2 методологов.
Формируя группу из целевой аудитории, учитывайте опыт людей в заявленной теме. К примеру, если вы проводите обучение сотрудников основам должности, постарайтесь включить в число тестеров новичков.
Формирование анкеты
Анкету можно создать в Google Таблицах или Excel, а затем загрузить в конструктор для курса. Опрос должен быть максимально подробным и включать в себя семь критериев оценки:
- Общее впечатление от продукта.
Что понравилось и не понравилось, пройдены ли задания до конца.
- Соответствие полученных знаний обещаниям организатора.
Чему научились участники курса и насколько это отвечает изначальным ожиданиям.
- Рекомендации и указания на найденные ошибки.
Что бы хотелось улучшить, добавить, убрать, какие недочеты встретились.
- Актуальность иллюстраций и графиков.
Насколько наглядными, понятными и подходящими по смыслу были визуальные материалы.
- Логичность и удобство модулей.
Насколько последовательно подается информация в курсе и комфортно ли ее изучать.
- Оценка практических заданий.
Работает ли обратная связь в тестах и тренажерах, насколько реалистичны задания для выполнения.
- Полезность курса в целом.
Как участники планируют применять полученные знания в жизни или работе.
Создание теста на платформе We.Study
Доработка по обратной связи
Пилотный проект можно считать удачным, если вы получили конкретные ответы на открытые вопросы, а балл по закрытым вопросам близок к 100%. Допустим, цель курса была научить менеджеров отрабатывать возражения клиента. В анкету нужно включить вопрос «Чему вы научились?». Общие ответы наподобие «узнал о способах отработки возражений» будут говорить о проблемах с контентом.
Если программа курса хорошо организована, формулировки тестеров будут более точными:
- Научился устанавливать контакт с потенциальным клиентом.
- Знаю, как управлять вниманием покупателя.
- Умею находить аргументы на основные типы возражений.
Продвижение онлайн-курса
После доработки продукта можно приступать к его рекламированию:
- Начать email-рассылку по своей клиентской базе с приглашениями и прогревающими письмами.
- Запустить контекстную, таргетированную рекламу, ретаргетинг и ремаркетинг.
- Создать группу в социальных сетях и продвигаться с помощью партнерских публикаций.
- Разместить приглашение на курс на страницах своего сайта с высоким трафиком.
Подробнее о продвижении обучающих продуктов мы рассказали в этой статье.
Конструкторы и сервисы для создания онлайн-курсов
Предлагаем 4 популярных российских платформы с различными возможностями.
GetCourse
Помимо конструктора, сервис включает в себя CRM, прием платежей, хранилище для учебных материалов, конструктор автоворонок.
Функционал:
- Поддержка 4 языков.
- Ведение вебинаров и автовебинаров.
- Геймификация, тесты.
- Адаптация к любым устройствам.
- Рассылка писем участникам.
- Статистика и аналитика по курсам.
- Круглосуточная техподдержка.
Чтобы начать работу с GetCourse заполните заявку на пробный доступ.
We.Study
Платформа входит в экосистему Webinar Group и соблюдает закон о персональных данных 152-ФЗ. Среди пользователей сервиса — вузы, онлайн-школы, тренинговые, промышленные компании и ритейлеры. В конструкторе We.Study есть функционал для создания онлайн курсов с материалами для самостоятельного изучения, вебинарами, автовебинарами и тренингами.
Возможности:
- Загрузка любых файлов.
- Запись уроков и структурированное хранение по темам.
- Тесты, интерактивная доска с инструментами рисования, деление на группы.
- Простой редактор курса с функцией брендирования материалов.
- Автоматическая рассылка напоминаний о занятиях.
- Статистика по участникам.
- Онлайн-обучение с любого устройства, приложения и браузера.
- Прием платежей.
- Техническая поддержка 24/7.
Как создать учебный курс на We.Study:
- Заполните регистрационную форму.
- После получения доступа загрузите материалы.
Настройка курса на платформе We.Study
Eduardo
Условно-бесплатный конструктор для дистанционного обучения на базе проекта «Лекториум». На бесплатном тарифе можно сделать 5 курсов до 200 слушателей на каждом. Подходит для небольших компаний и частных специалистов.
- Доступна загрузка видео, текстов, иллюстраций.
- Работает общая техподдержка.
- Есть структурирование материалов по главам.
- Добавлен функционал тестов и заданий на взаимное оценивание участников.
Чтобы запустить проект на Eduardo, нужно авторизоваться через электронную почту.
iSpring
Простая и мощная платформа для корпоративного обучения. Возможности сервиса:
- Статистика по успеваемости и аналитика по комментариям сотрудников.
- Загрузка любых материалов и адаптация к мобильным устройствам.
- Хранилище для неограниченного количества уроков.
- Рассылка писем, календарь событий.
- Техническая поддержка 24/7.
- Возможность проходить материал онлайн и офлайн.
Как создать обучающий курс на iSpring:
- Заполните заявку на 30-дневный пилотный проект или пробную 14-дневную версию платформы.
- В первом случае доступ к платформе открывается после консультации со специалистом.
- Во втором случае доступ будет получен сразу после регистрации.
Чек-лист: как организовать свои курсы
- Исследуйте рынок, конкурентов и целевую аудиторию, чтобы выбрать перспективное направление.
- Поставьте конкретные цели и задачи обучения, а также сформулируйте реалистичные обещания результатов.
- Проконсультируйтесь с экспертами в выбранной теме и/или экспертами по разработке курсов.
- Выберите формат, отталкиваясь не только от поставленных задач, но и от удобства аудитории.
- Напишите подробный сценарий с описанием каждого модуля, иллюстрации и упражнения.
- Будьте лаконичны говорите на одном языке своей ЦА, при создании контента, используйте простые дизайнерские приёмы в оформлении.
- Выберите простой и надежный конструктор курсов для загрузки материалов и проведите пробный запуск перед тем как создать свой курс.