Как эффективно использовать дистанционные технологии для обучения врачей: кейс Пермского государственного медицинского университета им. академика Е.А. Вагнера
#Кейс
#Вузы
#Обучение студентов
Задача: выстроить системный подход современного обучения для студентов в период пандемии
Пермский государственный медицинский университет им. академика Е. А. Вагнера обучает врачей различных специальностей и входит в пятерку лучших медицинских вузов России.

Ранее почти все занятия проходили только в очном формате. Дистанционное обучение считалось дурным тоном — представители врачебного сообщества считали, что нельзя готовить специалистов онлайн. Кроме того, законодательство ограничивало долю онлайн-занятий в медицинских вузах.

Пандемия подтолкнула отказаться от традиционных методов и подходов в обучении. Весной 2020 года ПГМУ начал искать онлайн-платформу, которая подойдет для реализации образовательных программ в соответствии с ФГОС.
При оценке критериев ключевыми факторами стали: простота подключения пользователей и рассылка приглашений, наличие встроенной доски Miro, возможности демонстрации экрана, показа презентации, медиаконтента и других учебных материалов, а также осуществление контроля студентов.
Список файлов, добавленных к онлайн-мероприятию ПГМУ
«Мы протестировали разные сервисы, учли все особенности и остановились на Webinar. Сначала взяли минимальную версию, чтобы окончательно убедиться, что платформа нам подойдет.

Во время весеннего семестра 2020 года активно проработали все возможности, начали проводить экзамены, ввели систему прокторинга и отчетности. К началу нового учебного года провели серию обучений сотрудники были полностью подготовлены»
Андрей Байдаров
Проректор по IT и инновационному развитию
ПГМУ — крупный общепризнанный центр медицинского образования и научно-исследовательской работы, один из ведущих медицинских вузов РФ
Решение: запустить образовательные программы на платформе Webinar
Платформа Webinar стала универсальной площадкой для проведения различных онлайн-мероприятий Пермского государственного медицинского университета.
Диссертационный совет ПГМУ на платформе Webinar
Диссертационные советы
Проведение диссертационных советов с подключением спикеров в онлайн-формате регламентировано нормативными документами Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.

Во время советов на платформе Webinar часть спикеров присутствует в зале заседания, часть подключается дистанционно. На протяжении всего мероприятия спикеры должны присутствовать в эфире. При этом важно, чтобы во время офлайн-выступлений изображения спикеров были видны остальным участникам.

Для реализации этих требований ПГМУ оснастил зал заседаний мультимедийной системой с автоматически наводящимися камерами, которые подключены к учетным записям Webinar. Система управляет вещанием как режиссер на реальном мероприятии.
Онлайн-занятие ПГМУ с использованием VR-технологий на платформе Webinar
Телемедицинские уроки
Пермский государственный медицинский университет проводил занятия совместно с Федеральным центром сердечно-сосудистой хирургии. После прохождения теоретической части в конференц-залах студенты подключались к операционным, оснащенным видеокамерами, и наблюдали за работой хирургов.
Занятия с использованием VR-технологий
В ПГМУ активно применяют в обучении VR-системы для повышения уровня восприятия клинических ситуации. Медицинское образование предполагает высокий уровень контактности с пациентом, но в период пандемии это стало почти невозможно — только 2 больницы в Пермском крае работали в привычном режиме приёма пациентов, остальные переоснастили под «красные зоны».

Помимо моментов, связанных с пандемией, также существует общемировой тренд: в странах запада студенты могут взаимодействовать с пациентами, только став врачами. Возможности VR-технологий помогают имитировать контакт с пациентом и снять барьеры, связанные со спешкой или страхом ошибки.
Мероприятие «День открытых дверей» на платформе Webinar
Дни открытых дверей
У университета есть собственная клиника, где дистанционно проводят дни открытых дверей для студентов. Во время вебинара заместитель главного врача транслировал происходящее в операционных с помощью смартфона, а ученики могли задавать вопросы. Одновременно в эфире на Webinar присутствовал декан университета.
Занятия в симуляционном центре
Федеральный мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр в ПГМУ — это две базы, которые включают в себя различные станции с развернутыми в них симуляторами, тренажерами, оборудованием и роботами.

Эти инструменты позволяют воссоздать ту или иную клиническую ситуацию и отработать навыки, необходимые будущим специалистам. На базе центра проводят занятия для студентов, ординаторов, аспирантов, практикующих врачей и специалистов со средним медицинским образованием.

В симуляционном центре университета также проводили онлайн-занятия с помощью Webinar. Студентам транслировали изображение с нескольких камер: лектор вещал из аудитории, параллельно запускали симуляцию операционной с двух ракурсов — общий вид и крупный план, где врач оперирует пациента.
«Не все медицинские практики можно перевести в онлайн, но остальное — почему нет? Мы постарались максимально использовать возможности онлайна, следили за динамикой, собирали обратную связь, проводили тесты и анкетирование среди участников и сотрудников. Искали сильные и слабые места. Сильные старались растиражировать, слабые — проработать и исправить на основе ошибок и комментариев участников»
Андрей Байдаров
Проректор по IT и инновационному развитию
Результат: рост посещаемости до 100%
После запуска учебных программ на платформе Webinar посещаемость выросла практически до 100%. Раньше не все студенты успевали попасть на занятия из-за дежурств в клинике, а во время пандемии многие учащиеся помогали в «красных зонах». Благодаря онлайн-формату студенты смогли подключиться к занятиям с мобильных устройств прямо из ординаторской.

Еще одно преимущество перед аудиторным занятием — каждый участник онлайн-лекции одинаково хорошо видит представленные материалы и слышит преподавателя. Благодаря трансляции с нескольких камер обучение становится более наглядным — студенты активны и вовлечены, что отражается в статистике платформы Webinar.

Когда ситуация с пандемией стабилизировалась, формат обучения стал смешанным, но студенты по-прежнему просят проводить лекции в дистанте.
20000 студентов учатся онлайн на платформе Webinar
Посещаемость в ПГМУ выросла почти до 100%
До 600 участников на онлайн-мероприятиях
Студенты лучше вовлечены в учебный процесс
Статистика посещаемости вебинаров ПГМУ на платформе Webinar
Платформа Webinar позволяет отслеживать вовлеченность студентов во время занятий и контролировать присутствие
Главными плюсами платформы Webinar стали:
Сохраненные записи вебинаров доступны в личном кабинете платформы Webinar
Автоматическая запись вебинаров
Студенты, пропустившие занятие, могут посмотреть запись вебинара. Запись доступна в течение суток или недели, чтобы у учеников был стимул пройти материал быстрее и не отставать от учебной программы.
Тестирование на онлайн-занятии ПГМУ
Опросы и тестирование
Преподаватели проверяют, насколько хорошо студенты усваивают пройденный материал и проводят тесты в процессе онлайн-занятий.
Контроль присутствия
Один из инструментов модуля «Вовлечение» — помогает быстро проверить и отметить студентов на занятии. Преподавателям не приходится тратить время на перекличку и переписывание информации из чата — всё отображается в статистике, которую можно выгрузить в xls и перенести в официальные документы университета.

Кроме того, преподаватели могут настроить регулярность появления всплывающего окна и определить учеников, которые часто отвлекаются и плохо усваивают материал.
Контроль внимания
Инструмент модуля «Вовлечение», который помогает отслеживать вовлеченность студентов во время занятия. Когда функция подключена, в интерфейсе Webinar появляется индикатор, отражающий активность аудитории и отдельных учеников в реальном времени. Преподаватели могут наблюдать за вовлеченностью и дополнительно мотивировать тех, кто регулярно отвлекается.
Индикатор отображается в списке участников и внизу справа на тёмном фоне. Участник помечается неактивным, если переключился на другую вкладку или программу, свернул браузер или отключил звук всех спикеров.
Подробная статистика мероприятий
После мероприятий сотрудники и педагоги оценивают результаты обучения с помощью встроенной системы аналитики Webinar. На основе полученной статистики также формируют журналы посещаемости и отчеты.
Статистика студентов ПГМУ на платформе Webinar
Настройки фона онлайн-мероприятий
Если преподаватель не успевает вовремя подключиться к вебинару, при стандартных настройках фона ученики не понимают, началось мероприятие или нет. Визуальное оформление вебинарной комнаты помогает понять, что никаких сбоев нет и занятие скоро начнется.
Настройки фона спикера
Преподаватели могут настроить внешний вид фона и выходить в эфир из любой локации — достаточно иметь при себе ноутбук и можно приступить к работе.
«У платформы много возможностей, которые могут быть полезны при организации учебного процесса. Например, я рассказывал коллегам, как правильно называть мероприятия, потому что студентам сложно ориентироваться среди однотипных приглашений на почте вроде „новое мероприятие сегодня” — непонятно, что за занятие и где проходит.

Теперь преподаватели четко прописывают название лекции, группы, потока и добавляют иллюстрации. Также мы предлагаем студентам регистрироваться в системе, настраивать профиль и загружать фотографии. Все это положительно влияет на глубину проникновения, платформа становится более „родной” и привычной для учеников»
Андрей Байдаров
Проректор по IT и инновационному развитию