Чем отличается вебинар в школе или вузе от классического офлайн-урока? Какая должна быть структура занятия? Какие инструменты и формы работы могут помочь в проведении интерактивного вебинара?
Команда Webinar Group совместно с Марией Лебедевой, заведующей лабораторией инновационных средств обучения русскому языку Института Пушкина, ответили на все эти вопросы.

Особенности коммуникации в формате вебинаров
Многим кажется, что вебинары — это формат, ограничивающий коммуникацию с учениками. Однако умелый преподаватель сможет превратить даже вебинар в живое занятие!
Для этого на вебинарах нужно выстраивать мультимодальную коммуникацию, а именно:
- Аудиальный канал: преподаватель говорит — ученики слушают
- Визуальный канал: преподаватель включает камеру/демонстрирует презентацию, экран — ученики смотрят
- Кинестетический канал: преподаватель задаёт задание что-то написать в чате/на презентации/в документе или поставить реакцию вебинару — ученики делают что-то руками
Какие инструменты есть у преподавателя во время вебинара?
Чат
Чат есть практически в любом сервисе для вебинаров и видеозвонков. Это базовый инструмент взаимодействия с учениками на протяжении всего вебинара, особенно когда участников много.
Голосовое общение
Ученики могут подключать микрофон и общаться с преподавателем голосом. Например, для ответа на вопрос или выступления с докладом. На платформе Webinar единовременно использовать камеру и микрофон может до 8 человек. Но даже если группа большая, можно подключать учеников по очереди.
Аннотирование
Или работа с обработкой информации с помощью презентации, электронных досок и документов. На платформе Webinar доску для фиксации и иллюстрации важных моментов можно включить одним кликом прямо внутри вебинара. Также можно использовать внешние решения, например, доску Miro.
Индикаторы активности
Это любые реакции учеников на действия преподавателя. Лайки (на платформе Webinar они реализованы как огонёк, который можно нажимать, если тебе нравится вебинар), ответы в чате.
Опросы и тесты
Эти инструменты отлично подходят для разогрева в начале занятия (например, чтобы вспомнить предыдущую тему урока), а также для завершающих этапов: в конце изучения темы или всего занятия. На платформе Webinar опросы и тесты можно создавать внутри вебинара, но также можно использовать и внешние ресурсы: Google-формы — для опросов, Мастер-Тест — для тестов.

Пример заполненного опроса на платформе Webinar.ru
Демонстрация экрана
Особенно удобен этот инструмент в ситуациях, когда вы хотите показать ученикам, как решить задачу. Также можно демонстрировать открытый в другой вкладке электронный учебник и вместе со студентами практиковаться на упражнениях.
Вовлечение реального мира
Не забывайте о реальном мире. Его всегда можно включить в онлайн-урок. Например, в работе с младшими классами использовать игрушки в качестве дополнительных персонажей. А учеников постарше можно попросить использовать предметы из дома: любимую книгу и т. д.
Внешние ресурсы
Кратко мы уже привели некоторые из них в пунктах выше. Это могут быть тесты, опросы и квизы, созданные с помощью внешних сервисов, видеоролики на YouTube-каналах, электронные учебники, работа в группах в облачных документах. Чем больше разнообразных задач и форматов работы вы используете, тем эффективнее урок и активнее ученики.
Начало вебинара
1. Проверка связи: перед самим вебинаром сделайте тест системы и проверьте, что всё работает. О том, как провести вебинар без технических сбоев, мы писали здесь. В начале вебинара удостоверьтесь в том, что все ученики слышат и видят вас хорошо.
2. Дождитесь всех участников (желательно): чтобы не повторять всё заново, пока опоздавшие будут добавляться.
3. Настройте всех на работу: огласите тему и план урока, добавив их на первые слайды презентации.
4. Разогрейте и подведите к теме: поиграйте в лёгкую игру, сделайте перекличку в чате или голосом.

Вариант для разогрева: покажите картинку студентам и попросите прислать в чат ту цифру, которая отражает их настроение

Вариант для разогрева: создайте ребус про себя и попросите учеников его разгадать
Основная часть
1. Презентуйте материал: если это требуется. Однако помните о том, что на вебинаре ученикам сложнее сохранять концентрацию внимания, поэтому не затягивайте с теоретической частью. А лучше всего попробуйте работу по методу перевёрнутого класса, когда ученики до занятия осваивают материал самостоятельно.
2. Сформируйте навык: организуйте практику по изученному материалу. Чередуйте форматы: опрос, тест, работа с доской, просмотр ролика, голосовые ответы, викторина, работа с учебником.
3. Ответьте на вопросы: на вебинаре особенно важно постоянно контролировать состояние учеников и просить не стесняться задавать вопросы. Поэтому после каждого этапа уточняйте, есть ли у ребят вопросы.
4. Проработайте ошибки и сложные места: на этот случай всегда имейте в запасе дополнительное задание. Применяйте индивидуальный подход: тем, кто не понял, дайте одно задание, а всем остальным другое.
Дополнительные формы работы
Визуальные материалы в презентации
Используйте инфографики, видеоролики, таблицы, комиксы и другие возможные форматы визуализации.

Вариант комикса для упражнения по иностранному языку
Групповая работа
Командную работу можно организовать разными способами:
- в чате вебинара или социальной сети,
- на электронной доске,
- в гугл-документе,
- а также используя инструмент деления на группы внутри самого вебинара.
В последнем варианте ученики делятся на разные «комнаты» одного вебинара и работают в командах, не покидая платформы.
Такой инструмент на платформе Webinar сейчас в разработке. Если вы хотите протестировать функцию, оставьте заявку здесь. Группе самых первых желающих мы подключим бета-версию.
Кратко о функциях инструмента разделения на группы:
- Ведущий сможет делить участников на равные группы
- Задавать временной промежуток на командную работу, по истечении которого все участники автоматически вернуться к основному вебинару
- Указывать задание, над которым команда должна работать
- Менять состав группы при необходимости
Игры
Данетки, правда или ложь, ребусы, кроссворды, викторины, морской бой, виртуальные кости — это малая часть того, что можно адаптировать под онлайн-формат. Подберите игры, которые соответствуют вашим методическим задачам, и используйте их.

Пример интерактивного задания: ученики бросают электронный кубик на сайте online-generators.ru
и отвечают на вопрос под тем номером, который им выпал
Завершение вебинара
1. Соберите обратную связь: например, с помощью опроса или подключения голосом при небольшом количестве учеников.
2. Подведите итоги занятия
3. Задайте и поясните домашнее задание: отразите его на слайде, проговорите голосом и убедитесь в том, что всем всё понятно.
4. Сделайте анонс следующей встречи и темы урока
5. Продублируйте информацию в ваш командный чат: скорее всего, у вас есть такой в соцсетях или мессенджере. А если нет, обязательно создайте для быстрого взаимодействия с учениками в период дистанционного обучения.